Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 18.09.2019, 07:56

Школа изобретателей



Личный сайт Гаряева Александра Владимировича и Калинина Игоря Юрьевича
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методика развития критического мышления

Прогресс не остановить. Не замечать того, что изменения окружающего мира -  есть отражение изменения мира внутреннего, может только тот человек, кто в упор не хочет этого видеть. Человек стал более мобилен, свободен в своих взглядах и поступках и, пусть не покажется странным, более терпим к окружающим, даже по сравнению с тем, что было совсем не давно. Поэтому педагогика, построенная на воззрениях педагогики прошлого, не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Она возрождает предрассудки и стереотипы прошлого, не помогая ученику разобраться в его собственных проблемах и подавая в искаженном виде современную действительность, консервируя в его сознании все заблуждения и мифы прошлого.

Рецепт решения данной проблемы – развитие критического мышления учащихся. В учебной деятельности учитель часто сталкивается, с такой ситуацией, когда, несмотря на все его усилия, ученики поступают определенным, чаще всего неверным, образом, несмотря на только что данный образец действия или на только что изученный и пересказанный материал, если задание не есть простая копия образца. Если попытаться выяснить у ученика, почему он поступил так, а не иначе, то вряд ли он сможет это объяснить. В чем причина? Почему он во что-то верит с легкостью, а что-то безосновательно и беспричинно отвергает? В наличии в сознании ученика стереотипов, предрассудков и необоснованных допущений, на которых он строит свои выводы.

 Можно ли их преодолеть? Можно ли это делать на уроках физики? Авторы отвечают утвердительно.

Проблема обучения физике и критическое мышление

Мир человека и мир природы связаны между собой достаточно сложными и неоднозначными отношениями. Природа сама по себе уникальна и независима от человека до тех пор, пока он не начинает вмешиваться. Вмешательство человека в природу привело к серьёзным изменениям ландшафта Земли, климатических условий на планете Земля, численности и составу флоры и фауны и т. д. Этот процесс продолжает нарастать, хотя его результаты негативно сказываются и на самом человеке. В чем же причина?

Как ни парадоксально звучит, ответ – в единстве природы и человека! Человек - часть природы, живет и существует по законам природы. В то же время человек, в отличие от всего окружающего его природного разнообразия, обладает развитым мышлением. Природа в мире человека представлена не только в виде материальных продуктов (продуктов питания, полезных ископаемых и т. д.), но и в виде идеальных продуктов, таких, как науки (факты, понятия, законы), так и человеческой культуры (песни, сказания, книги, фильмы и многое другое). Отличие материальных продуктов от идеальных в том, что первые объективны, а вторые субъективны. Изучением первых занимаются науки о природе, изучением вторых - науки о культуре. Несмотря на различие обобщенных методов: для наук о природе – генерализация, для наук о культуре – индивидуализация, в сознании человека не являющегося профессионалом ни в одной из наук, может происходить не только смешение этих методов, но и их «органичное» слияние. «Опредмеченные» идеальные продукты как науки, так и культуры, в этом случае, оказываются рядоположенными или даже не различимыми в его сознании. Что естественным образом отражается при производстве новых идеальных продуктов в виде неких необоснованных допущений, стереотипов, ошибочных аналогий и в пренебрежении к альтернативе. Причем это лежит в неосознаваемой части «практического» знания, позволяющего нам жить и действовать в окружающем нас мире.

Хайдеггер настаивал на том, что оно составляет основную невидимую часть того айсберга знаний, которыми пользуется человек, и что осознаваемое знание – это лишь тонкий поверхностный слой, ни в коей мере не определяющий творческие способности человека. По Хайдеггеру, человек живет в мире и в языке, будучи «заброшен» в них, не понимая и ничтожной доли того, с чем имеет дело и чем пользуется.

 

Содержание

1.Проблема обучения физике и критическое мышление

2.Понятие критического мышления

3.Объекты критического мышления на учебных занятиях по физике

4. Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения

4.1. Научиться видеть.

4.2. Научиться концентрироваться.

4.3. Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.

4.4. Научиться системности мышления.

4.5. Научиться включать свое воображение.

4.6. Научиться доверять интуиции.

4.7. Научитесь думать эмпатически.

4.8. Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.

5. Предметы критического мышления

5.1. Пример первый: Мультзадачник по физике. Философия и методология данного продукта.

5.2. Пример второй: Использование телевизионной рекламы на общеобразовательных предметах для развития критического мышления учащихся.

5.3. Пример третий: Конструирование тестов, направленных на проверку понимания процессов природы на основе ошибок учащихся.

5.4. Пример четвертый: Создание сценариев учебных занятий по мотивам литературных художественных произведений и художественных фильмов.

6. Эпилог

7. Литература

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright isobretatel ©  2014
    Бесплатный хостинг uCoz