Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 19:11

Школа изобретателей



Личный сайт Гаряева Александра Владимировича и Калинина Игоря Юрьевича
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самостоятельные работы Физика 10-3

Самостоятельные работы Физика 10 класс (продолжение 2)

Закон сохранения механической энергии

ВАРИАНТ 1

1.Для чего рыболовы используют для ловли удилища с тонкими упругими концами, а иногда  привязывают леску к удилищу при помощи резинки?

2.На нити длиной 5 м подвешен шар. Какую горизонтальную скорость нужно сообщить шару, чтобы он отклонился до высоты, на которой расположена точка подвеса?

3.На завод часов затрачивается 1 мин. После этого часы работают сутки. Не нарушается ли в этом случае закон сохранения и превращения энергии?

4.Хоккейная шайба скользит 5 м, если при броске ей сообщают начальную скорость 2 м/с. Какой путь она проскользит, если ей сообщить начальную скорость 4 м/с?

ВАРИАНТ 2

1.Вязанку дров подняли на второй этаж здания и сожгли в печи. Исчезла ли потенциальная энергия вязанки?

2.Для изготовления рогатки использовали резиновый шнур жесткостью 400 Н/м. Из рогатки выстрелили камнем массой 10 г, поместив его в середину шнура и потянув силой 40 Н. С какой скоростью вылетит камень?

3.Как бросить мяч на пол, чтобы он подпрыгнул выше уровня, с которого брошен? Удар считать упругим.

4.Легкий стержень длиной 80 см с закрепленными на его концах грузами 1 кг и 3 кг может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси, проходящей через середину стержня. Стержень приводят в горизонтальное положение и отпускают. Найдите скорость грузов в тот момент, когда стержень проходит вертикальное положение.

ВАРИАНТ 3

1.Почему дверь, поставленная наклонно, либо сама открывается, либо сама закрывается? За счет какой энергии совершается эта работа? Не возникает ли здесь энергия из ничего?

2.Вагон массой 2 т, двигаясь со скоростью 2 м/с, наезжает на вертикальную стенку, в результате чего сжимаются две буферные пружины жесткостью 100 кН/м каждая. Найдите максимальную деформацию пружин.

3.Почему автомашина, шедшая с большой скоростью, может пройти довольно значительное расстояние с выключенным мотором?

4.Мяч брошен под углом к горизонту со скоростью 20 м/с. Найти скорость мяча на высоте 10 м.

ВАРИАНТ 4

1.При стрельбе из лука потенциальная энергия натянутой тетивы переходит в кинетическую энергию стрелы. Не нарушается ли в этом случае закон сохранения и превращения энергии?

2.Тело брошено с поверхности земли вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На какой высоте кинетическая энергия этого тела будет равна потенциальной? Потенциальную энергию на поверхности земли принять равной нулю.

3.Резиновые баллоны автомашины (а также рессоры, вагонные буфера и т. п.) ослабляют толчки и удары. Почему?

4.К нижнему концу недеформированной пружины жесткостью 200 Н/м прикрепили груз массой 1 кг и без толчка отпустили. Определите максимальную деформацию пружины.

ВАРИАНТ 5

1.Почему прыгать в высоту легче «перекатом», чем «прямо»?

2.Маленькое тело скользит по гладкой горизонтальной плоскости со скоростью 4 м/с и въезжает на подъем. На какую высоту над уровнем плоскости поднимется тело?

3.Падающий с высоты 2 м мячик подскочил на высоту 1,5 м. Как согласовать это с законом сохранения энергии?

4.Хоккейная шайба массой 160 г, летящая со скоростью 20 м/с, влетела в ворота и ударила в сетку, которая прогнулась на 6,4 см. Какова максимальная сила, с которой шайба подействовала на сетку? Считать, что сила упругости сетки изменяется в зависимости от её прогиба по закону Гука.

ВАРИАНТ 6

1.При подготовке игрушечного пистолета к выстрелу пружину жесткостью 800 Н/м сжали на 5 см. Какую скорость приобретет пуля массой 20 г при выстреле а горизонтальном направлении?

2.Ледокол колет только тонкий лед. Чаще он вползает на ледяное поле и проваливает его своей тяжестью. За счет какой энергии в этом случае совершается работа по разрушению льда?

3.Почему лыжник, стремительно спустившийся с горы, катится дальше по ровной горизонтальной поверхности снежного поля с уменьшающейся скоростью?

4.С какой начальной скоростью надо бросить вниз мяч с высоты 2 м, чтобы он подпрыгнул на высоту 4 м? Считать удар о землю абсолютно упругим.

Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения

ВАРИАНТ 1

1.Шар абсолютно упруго сталкивается с таким же покоящимся шаром. Под каким углом они разлетятся? Удар нецентральный.

2.В шар массой 440 г, висящий на легком стержне длиной 40 см, попадает и застревает в нем горизонтально летящая пуля массой 10 г. При какой минимальной скорости пули шар после этого совершит полный оборот в вертикальной плоскости?

3.Шары массой 5 и 1 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 5 м/с. После центрального абсолютно упругого удара шары движутся в одном направлении, причем скорость первого шара равна 2 м/с. Найдите скорость второго шара после удара.

4.Почему при вбивании гвоздя его шляпка слабо нагревается от многих ударов, но, когда гвоздь уже забит, достаточно немногих ударов, чтобы значительно нагреть его шляпку?

ВАРИАНТ 2

1.Положите на стекло две игральные шашки. Толкните одну из них так, чтобы она ударила другую. Почему при этом первая шашка иногда останавливается, а вторая приобретает скорость?

2.Два шара подвешены на длинных нитях одинаковой длины так, что они соприкасаются. Шар меньшей массы отводят в сторону на высоту 50 см и отпускают. На сколько сантиметров поднимутся шары после абсолютно неупругого удара? Отношение масс шаров 1,5.

3.Два неупругих шара массами 1 и 0,5 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 5 и 4 м/с. Какова будет их скорость после столкновения?

4.Почему скорость воды, выходящей из гидротурбины, меньше, чем скорость входящей?

ВАРИАНТ 3

1.Когда покоящийся шар приобретает большую скорость от другого такого же шара: при упругом или неупругом центральном ударе?

2.Тележка массой 50 кг движется со скоростью 2 м/с по гладкой горизонтальной поверхности. На тележку с высоты 20 см падает груз массой 50 кг и остается на ней. Найдите количество выделившейся теплоты.

3.Платформа массой 10 т движется со скоростью 2 м/с. Её нагоняет платформа массой 15 т, движущаяся со скоростью 3 м/с. Какой будет скорость этих платформ после удара? Удар считать абсолютно упругим.

4.Скорость автомобиля уменьшается, если он въезжает на гору при неизменной мощности двигателя. Почему?

ВАРИАНТ 4

1.Мяч брошен вертикально вверх. Что больше: время подъёма или время падения мяча?

2.Брусок массой 90 г лежит на гладком полу и соединен с вертикальной стеной недеформированной пружиной. Ось пружины горизонтальна, жесткость пружины 4 кН/м. В бруске застревает пуля массой 10 г, скорость которой равна 100 м/с и параллельна оси пружины. Чему равна максимальная деформация пружины?

3.Во сколько раз уменьшится скорость атома гелия после упругого столкновения с неподвижным атомом водорода, масса которого в 4 раза меньше массы атома гелия?

4.Почему для запуска спутника с большей массой на заданную орбиту требуется израсходовать больше энергии, чем для спутника с меньшей массой?

ВАРИАНТ 5

1.Как будут двигаться два одинаковых шарика после центрального упругого удара в отсутствие внешних сил, если один из них до удара покоился?

2.Два тела, находящиеся на гладкой горизонтальной поверхности, соединены сжатой пружиной. Энергия пружины 3 Дж, массы тел 1 кг и 2 кг. С какими скоростями будут двигаться тела после освобождения пружины?

3.Два неупругих шара массами 6 и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями, соответственно равными 8 и 3 м/с, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью будут двигаться шары после абсолютно неупругого столкновения?

4.Человек толкнул вагонетку. Вагонетка пришла в движение по горизонтальному пути. Совершил ли человек работу?

ВАРИАНТ 6

1.Почему футболистам было бы тяжело играть слабо накачанным или «перекачанным» мячом?

2.Неупругие шары массами 1 кг и 2 кг движутся навстречу друг другу со скоростями соответственно равными 1 м/с и 2 м/с. Найдите изменение кинетической энергии системы после удара.

3.Шар массой 1 кг, двигаясь со скоростью 6 м/с, догоняет шар массой 1,5 кг, движущийся по тому же направлению со скоростью 2 м/с. Найдите скорости шаров после их абсолютно упругого соударения.

4.Цирковой гимнаст стоит на конце гибкой доски, положенной на опору. Второй гимнаст прыгает на другой, поднятый конец доски. Почему прыжок второго гимнаста позволяет первому высоко прыгнуть?

Движение тел в гравитационном поле

ВАРИАНТ 1

1.Известно, что для запуска спутника к Луне он должен получить вторую космическую скорость. Однако теоретически это можно сделать в ракете, имеющей скорость автомашины. Как же это понимать?

2.На какой высоте должен находиться искусственный спутник Земли, чтобы его период обращения был равен 24 ч?

3.Космический корабль движется по круговой орбите радиусом 13000 км около некоторой планеты со скоростью 10 км/с. Каково ускорение силы тяжести на поверхности этой планеты, если её радиус 10000 км?

4.По какой траектории полетит пуля, выпущенная из спутника вперед? назад? в сторону?

ВАРИАНТ 2

1.Может ли спутник обращаться устойчиво в плоскости, не проходящей через центр Земли?

2.Период обращения Луны вокруг Земли равен 27 суток. Считая орбиту Луны окружностью определите её радиус.

3.Масса некоторой планеты в 4,5 раза больше массы Земли, а её радиус – в 2 раза больше, чем радиус Земли. На сколько процентов первая космическая скорость для этой планеты больше, чем для Земли?

4.Как в условиях невесомости нагреть воду?

ВАРИАНТ 3

1.Какова траектория движения спутника?

2.Спутник движется по круговой орбите в плоскости экватора на высоте от поверхности планеты, равной её радиусу. Найдите линейную скорость спутника. Радиус планеты 7200 км. Ускорение свободного падения на поверхности планеты 10 м/с2.

3.Каую скорость должен иметь искусственный спутник, чтобы обращаться по круговой орбите на высоте 600 км над поверхностью Земли? Каков период его обращения?

4.Как в условиях невесомости перелить воду из одного сосуда в другой?

ВАРИАНТ 4

1.Можно ли создать спутник, который будет двигаться вокруг Земли практически сколь угодно долго?

2.Ускорение свободного падения на Луне равно 1,7 м/с2. Найдите первую космическую скорость для Луны, если её радиус равен 1,7·106 м.

3.Период обращения некоторой планеты по круговой орбите вокруг Солнца равен 27 годам. Во сколько раз расстояние от этой планеты до Солнца больше, чем от Земли до Солнца?

4.Почему тела внутри спутника, движущегося за пределами земной атмосферы, невесомы?

ВАРИАНТ 5

1.Чем создается центростремительная сила, действующая на спутник Земли?

2.Ускорение свободного падения на Венере составляет 0,9 земного, а радиус Венеры равен 0,95 Rз . Найдите первую космическую скорость у поверхности Венеры.

3.Спутник движется по круговой орбите на высоте, равной земному радиусу. Каков период обращения спутника?

4.Почему космические корабли запускают в направлении с запада на восток? Почему наиболее выгодно запускать ракеты в плоскости экватора?

ВАРИАНТ 6

1.Что произойдет с искусственным спутником Земли, если он будет выведен на орбиту со скоростью, чуть меньшей или чуть большей первой космической скорости?

2.Если масса и радиус планеты соответственно в 2 раза больше, чем у Земли, то каково значение первой космической скорости?

3.Найти массу Солнца, зная, что средняя скорость движения Земли по орбите 30 км/с, а радиус орбиты Земли 1,5·108 км.

4.Как измерить массу тела в условиях невесомости?

Динамика свободных колебаний

ВАРИАНТ 1

1.Изменится ли период колебаний качелей, если вместо одного человека на качели сядут двое?

2.Часы с маятником длиной 1 м за сутки отстают на 1 ч. Что надо сделать с длиной маятника, чтобы часы не отставали?

3.Найти массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с.

4.В какой машине меньше трясет – в пустой или нагруженной? Почему?

ВАРИАНТ 2

1.Сохранится ли период колебаний часов-ходиков, если их с Земли перенести на Луну?

2.За одно и то же время один математический маятник делает 50 колебаний, а другой – 30. Найдите их длины, если один из них на 32 см короче другого.

3.Два шарика, подвешенные на пружинах с жесткостями 400 и 100 Н/м, совершают гармонические вертикальные колебания с одинаковыми периодами. Во сколько раз масса одного шарика больше массы другого?

4.В какой точке при колебаниях математического маятника имеет наибольшее значение сила, возвращающая маятник в положение равновесия? сила упругости нити?

ВАРИАНТ 3

1.Каким образом с помощью математического маятника можно определить ускорение силы тяжести в данном месте?

2.Два маятника начинают одновременно совершать колебания. За время первых 15 колебаний первого маятника второй совершил только 10 колебаний. Определите отношение длин маятников.

3.Груз массой 0,1 кг, подвешенный на пружине, совершает гармонические колебания. Во сколько раз увеличится период колебаний, если к нему прикрепить груз массой 300 г?

4.При прыжках на батуте спортсмен раскачивается с определенной частотой. От чего зависит эта частота?

ВАРИАНТ 4

1.Как изменится период колебаний стального маятника, если под ним разместить постоянный магнит? Ответ поясните.

2.Частота колебаний струны равна 1,2 к Гц. Сколько колебаний совершает точка струны за 0,5 мин? Какой путь проходит за это время точка струны, амплитуда колебаний которой равна 2 мм?

3.Под действием силы 2 Н пружина растягивается на 1 см. К этой пружине прикрепили груз массой 2 кг. Найти период колебаний данного пружинного маятника.

4.Какие из величин, характеризующих колебательное движение материальной точки (смещение, амплитуда, период, частота, скорость, ускорение), являются постоянными, а какие переменными?

ВАРИАНТ 5

1.Как надо передвинуть чечевицу маятника при повышении температуры окружающего воздуха? при понижении её?

2.Во сколько раз уменьшится период колебаний груза, подвешенного на резиновом жгуте, если отрезать 3/4 длины жгута и подвесить на оставшуюся часть тот же груз?

3.Один математический маятник имеет период 3 с, а другой – 4 с. Каков период колебаний математического маятника, длина которого равна сумме длин данных маятников?

4.В каком положении кинетическая энергия груза на пружине наибольшая? наименьшая?

ВАРИАНТ 6

1.Как будут идти маятниковые часы, отрегулированные для широты Перми, на полюсе? на экваторе?

2.Математический и пружинный маятники совершают колебания с одинаковым периодом. Определить массу груза пружинного маятника, если коэффициент жесткости пружины 20 Н/м. Длина нити математического маятника 0,4 м.

3.Период колебаний груза на пружине 0,5 с. На сколько уменьшится длина пружины, если снять с неё груз?

4.Как изменится период колебаний пружинного маятника, если его перенести из воздушной среды в вязкую жидкость?

Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени.

Вынужденные колебания. Резонанс

ВАРИАНТ 1

1.В ведре несут воду. После того как сделано около десятка шагов, вода начинает расплескиваться. Почему?

2.Грузик на пружине колеблется вдоль прямой с амплитудой 2 см. Период колебаний 2 с. Определите среднюю скорость движения грузика от положения равновесия до максимального отклонения от положения равновесия.

3.Автомобиль с двухколесным автоприцепом движется по дороге, выложенной из бетонных неплотно пригнанных плит длиной 10 м каждая. Оцените, при какой скорости автомобиля прицеп будет «подпрыгивать» на стыках наиболее сильно, если масса прицепа 100 кг, а жесткость пружин амортизаторов каждого из его колес 5кН/м.

4.Чему равна масса груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м совершает 20 колебаний за 16 с?

ВАРИАНТ 2

1.При некоторой скорости вращения швейной машины стол, на котором она стоит, иногда сильно раскачивается. Почему?

2.Через ручей переброшена длинная узкая доска. Когда мальчик стоит на ней неподвижно, она прогибается на 10 см. Когда же мальчик идет по доске со скоростью 3,6 км/ч, то она начинает раскачиваться так, что он падает в воду. Какова длина шага мальчика?

3.Какое значение получил для ускорения свободного падения учащийся при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за 3 мин 100 колебаний?

4.Чему равна циклическая частота гармонических колебаний точки, если амплитуда колебаний 6 см, а максимальная скорость точки 1,2 м/с?

ВАРИАНТ 3

1.Если положить на воду в ведре деревянный кружок, то при ходьбе вода не расплескивается. Почему?

2.Груз массой 0,2 кг, подвешенный на пружине, совершает гармонические колебания на пружине с жесткостью 125 Н/м. Определите наибольшее ускорение груза, если амплитуда колебаний 0,08 м.

3.На чашку массой 50 г пружинных весов с жесткостью пружины 10 Н/м роняют с некоторой высоты маленький шарик. Оцените высоту, с которой должен падать шарик, чтобы возникающие в системе колебания происходили с наибольшей амплитудой. Сопротивление воздуха не учитывать, соударения шарика с чашкой весов считать абсолютно упругими. Оценку произвести в предположении, что после каждого отскока модуль скорости шарика фактически равен модулю его скорости до соударения.

4.Точка совершает гармонические колебания. При смещении от положения равновесия её скорость равна 6 см/с, а при смещении 3 см – 8 см/с. Найдите амплитуду колебаний.

ВАРИАНТ 4

1.Груз массой 200 г, подвешенный к пружине, совершает 30 колебаний за 1 мин. Определите жесткость пружины.

2.По грунтовой дороге прошел трактор, оставив следы в виде ряда углублений, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга. По этой дороге покатили детскую коляску, имеющую две одинаковые рессоры, каждая из которых прогибается на 2 см под действием груза массой 1 кг. С какой скоростью катили коляску, если от толчков на углублениях она, попав в резонанс, начала сильно раскачиваться? Масса коляски 10 кг.

3.Возможно ли раскачать тяжелые качели, прилагая к ним очень малое усилие, и получить большую амплитуду колебаний, несмотря на малое значение затрачиваемой мощности?

4.При перенесении математического маятника с Земли на другую планету период его колебаний увеличился в 3 раза. Во сколько раз масса Земли больше массы планеты, если радиус Земли в 2 раза больше радиуса планеты?

ВАРИАНТ 5

1.На некоторых участках старых объезженных грунтовых дорог автомобиль начинает сильно раскачиваться. Объясните это явление.

2.При какой скорости поезда маятник длиной 11 см, подвешенный в вагоне, особенно сильно раскачивается, если расстояние между стыками рельсов 12,5 м?

3.Груз массой 400 г совершает колебания на пружине жесткостью 250 Н/м. Амплитуда колебаний 15 см. Найдите полную механическую энергию колебаний и наибольшую скорость. В каком положении она достигается?

4.При отскоке мяча от пола возникают колебания с медленно убывающей амплитудой. Покажите, что даже при неизменной амплитуде эти колебания не являются гармоническими.

ВАРИАНТ 6

1.Мальчик несет на коромысле ведра с водой, период собственных колебаний которых 1,6 с. При какой скорости движения вода начинает особенно сильно выплескиваться, если длина шага мальчика равна 60см?

2.С какой целью все вибрирующие установки высотных зданий (электродвигатели, дизельные установки и др.) ставятся на специальные резиновые или металлические амортизаторы?

3.Какова величина деформации пружины под действием висящего на ней груза, если период малых колебаний груза равен 0,6 с?

4.Две материальные точки совершают гармонические колебания. Величина максимальной скорости первой точки 4 м/с. Какова величина максимальной скорости второй точки, если период её колебаний в 3 раза больше, а амплитуда колебаний в 6 раз больше, чем у первой точки?

Условие равновесия для поступательного движения

ВАРИАНТ 1

1.На тело действуют две силы, равные 3Н и 4Н и направленные под прямым углом друг к другу. Чему должна равняться величина третьей силы, действующей на тело, чтобы сумма всех трех сил была равна нулю?

2.Мальчик, двигаясь равномерно, тянет за веревку салазки. Какая сила уравновешивает силу трения салазок о снег?

3.На наклонной плоскости длиной 1 м и высотой 0,8 м лежит груз массой 2 кг. Коэффициент трения 0,5. Какую минимальную силу, направленную перпендикулярно к плоскости, надо приложить к грузу, чтобы он не соскальзывал вниз?

4.Фонарь массой 10 кг подвешен над серединой улицы шириной 10 м на тросе, допустимая сила натяжения которого 500 Н. Какова высота крепления концов троса, если точка крепления фонаря находится на высоте 5 м?

ВАРИАНТ 2

1.К кольцу приложены три равные силы, направленные по радиусам под углом 1200 друг к другу. Как будет двигаться кольцо под действием этих сил?

2.К гладкой вертикальной стене на нити подвешен шар массой 0,4 кг. Определите силу натяжения нити, если она составляет угол 600 с вертикалью?

3.Как в лесу вытащить застрявшую машину, имея только трос?

4.Тело массой 2 кг подвешено на нити. К телу привязали другую нить и оттянули её в горизонтальном направлении. Найдите силу натяжения нити в новом положении равновесия, если сила натяжения горизонтальной нити равна 12 Н.

ВАРИАНТ 3

1.Почему туго натянутая бельевая веревка часто обрывается под тяжестью подвешенного на неё платья, в то время как слабо натянутая выдерживает тот же груз?

2.Найдите равнодействующую трех сил по 200 Н каждая, если углы между первой и второй силой и второй и третьей силой равны по 600.

3.Чтобы удержать брусок в равновесии, прижимая его к вертикальной стене, требуется минимальная горизонтально направленная сила 500 Н. Чему равна масса бруска, если коэффициент трения между бруском и стеной 0,1?

4.В каких случаях герои известной басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воза, если считать что силы их равны по модулю? Силу трения между возом и землей не учитывать.

ВАРИАНТ 4

1.Может ли человек, стоящий у стены так, что его правая нога и правое плечо упираются в стену, поднять левую ногу и не потерять при этом равновесия?

2.Может ли равнодействующая двух сил, равных 3 Н и 5 Н, равняться: 1 Н? 3 Н? 5 Н? 7 Н? 9 Н?

3.На доску массой 500 г, лежащую на столе, действует горизонтально направленная сила 5 Н. Груз какой наименьшей массы надо положить на доску, чтобы она оставалась в покое, если коэффициент трения между доской и столом 0,2?

4.Вам дано задание забраться на шведскую стенку и, ухватившись руками за перекладину, повиснуть. Как при этом следует расположить руки, чтобы усилие было наименьшим?

ВАРИАНТ 5

1.Какой гамак выйдет скорее из употребления: туго натянутый или слегка провисающий?

2.Найдите силы натяжения нитей на рисунке, если масса тела равна 10 кг, а угол СДЕ равен 300.

3.Найдите равнодействующую трех сил по 100 Н каждая, если угол между первой и второй силой равен 600, а между второй и третьей – 900.

4.Изобразите систему сил, действующих на парящий воздушный змей при горизонтальном ветре.

ВАРИАНТ 6

1.Как надо поставить подпорку для телеграфного столба, у которого телеграфная линия меняет свое направление? Как надо провести оттяжку, заменяющую подпорку?

2.Фонарь массой 20 кг подвешен над улицей на двух одинаковых тросах, угол между которыми 1200. Найдите силу натяжения каждого троса.

3.Какую минимальную горизонтальную силу надо приложить к бруску массой 2,6 кг, находящемуся на наклонной плоскости, чтобы удержать его от соскальзывания вниз? Длинной наклонной плоскости 50 см, высота 30 см, коэффициент трения 0,4.

4.Можно ли натянуть веревку так, чтобы она абсолютно не провисала?

Условие равновесия для вращательного движения

ВАРИАНТ 1

1.Почему у автомашин, велосипедов и т. п. тормоза лучше ставить на задние, а не на передние колеса?

2.С какой целью цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты?

3.Однородный стержень длиной 1 м и массой 12 кг подвешен на расстоянии 20 см от одного из его концов. С какой силой будет давить стержень на рук, если, взявшись за короткий конец, удерживать его в горизонтальном положении?

4.Лестница массой 30 кг приставлена к гладкой вертикальной стене под углом 450. Найдите силу давления лестницы на стену. Центр тяжести лестницы находится в её середине.

ВАРИАНТ 2

1.Почему конькобежцы, разгоняясь, размахивают руками?

2.В каких видах равновесия может быть шар на горизонтальной плоскости, если одна половина шара деревянная, а другая – свинцовая?

3.Два груза уравновешены на концах рычага, плечи которого 50 и 70 см. Найдите вес большего груза, если сила давления рычага на опору 72 Н. Весом рычага пренебречь.

4.Однородный куб весит 100 Н. Какую горизонтальную силу нужно приложить к верхней точке куба, чтобы его опрокинуть?

ВАРИАНТ 3

1.Почему согнутой в локте рукой можно поднять больший груз, чем вытянутой?

2.К гладкой вертикальной стене на нити длиной 8 см подвешен шар радиусом 5 см и массой 6 кг. Определите силу давления шара на стену.

3.Что произойдет, если, сидя в лодке, двигать веслами в противоположные стороны?

4.Рельс длиной 10 м и массой 900 кг поднимают на двух параллельных тросах. Найдите силу натяжения тросов, если один из них укреплен на конце рельса, а другой на расстоянии 1 м от другого конца.

ВАРИАНТ 4

1.При каком положении педали велосипеда момент действующей на неё силы, направленной вертикально, будет наибольшим? равным нулю?

2.Два человека несут груз на доске, положив её себе на плечи. На долю одного из них приходится нагрузка, равная 2/5 от веса груза. Какова длина доски, если груз находится на расстоянии 10 см от её середины? Массу доски не учитывать.

3.Длинный стержень легче удерживать в горизонтальном положении за середину, чем за конец. Почему?

4.При взвешивании на неравноплечных рычажных весах на одной чашке получился 16 Н, а на другой 25 Н. Определите массу тела.

ВАРИАНТ 5

1.Если быстро движущийся автомобиль резко затормозить, то его передок опускается. Почему?

2.Однородный стержень с прикрепленным на одном из его концов грузом массой 1,2 кг находится в равновесии, если точка опоры находится на расстоянии 1/5 длины стержня от груза. Чему равна масса стержня?

3.Внутрь гладкого высокого цилиндрического стакана с внутренним радиусом 6 см помещают палочку длиной 13 см и массой 250 г. С какой силой действует на стенку верхний конец палочки?

4.Почему не опрокидывается вагон однорельсовой подвесной железной дороги?

ВАРИАНТ 6

1.Тяжелая однородная лестница стоит на шероховатом полу и опирается на гладкую стену. Покажите, как направлены силы, удерживающие лестницу в покое.

2.Почему полено цилиндрической формы с плотностью 600 кг/м3 никогда не будет плавать стоя (вертикально), а только плашмя?

3.Труба весом 12 Н лежит на земле. Какую силу надо приложить, чтобы приподнять трубу за конец?

4.На однородной доске длиной 4 м и массой 30 кг качаются два мальчика массам 30 и 40 кг. На каком расстоянии от середины должна находиться точка опоры доски, если мальчики сидят на её концах?

Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и твердого тела.

ВАРИАНТ 1

1.Сидящий в лодке встал во весь рост. Как изменилась устойчивость лодки?

2.В вершинах треугольника АВС находятся соотвественно массы 4, 6 и 10 г. Стороны треугольника равны: АВ = 50 см, ВС = 40 см и СА = 30 см. На каком расстоянии от стороны АВ находится центр тяжести системы?

3.Надо ли широко расставлять ноги при подъеме больших тяжестей, или их надо держать вместе?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

ВАРИАНТ 2

1.Почему труднее столкнуть мальчика, когда он стоит на двух ногах, чем когда на одной? когда он стоит на коленях и руках, чем когда прямо на двух ногах?

2.Четыре однородных шара массами 1 кг, 5 кг, 7 кг и 3 кг укреплены последовательно на невесомом стержне так, что их центры находятся на оси стержня на равных расстояниях 0,2 м друг от друга. На каком расстоянии от центра третьего шара находится центр тяжести системы?

3.Почему человек, несущий на спине тяжелый груз, наклоняется вперед?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

ВАРИАНТ 3

1.В цилиндрический стакан наливают воду. При каком положении уровня воды в стакане центр тяжести стакана с водой занимает наинизшее положение?

2.Два шара радиусом 30 см каждый касаются друг друга. На каком расстоянии от точки касания находится центр тяжести, если масса одного шара вдвое больше массы другого?

3.Почему подъемный кран не опрокидывается в сторону поднимаемого груза? Почему без груза кран не опрокидывается в сторону противовеса?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

ВАРИАНТ 4

1.Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

2.От однородного вала отрезали конец длиной 40 см. Куда и на сколько переместился центр тяжести?

3.Однородная тонкая пластинка имеет форму равнобедренного треугольника с основанием 16 см и боковой стороной 10 см. На каком расстоянии от основания находится центр тяжести?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

ВАРИАНТ 5

1.Какой стакан более устойчив – пустой или с сахаром?

2.Стержень длиной 0,8 м и шар радиусом 0,2 м соединены вместе, причем ось стержня и центр шара лежат на одной прямой. На каком расстоянии от середины стержня находится центр тяжести системы, если массы стержня и шара одинаковы?

3.Почему половую щетку значительно легче удерживать на пальце, чем палку той же длины?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

ВАРИАНТ 6

1.При установке стогометателей на колесные тракторы колеса должны быть расставлены на максимальную ширину колеи. Объясните физический смысл этого.

2.Два однородных шара массами 10 кг и 12 кг, радиусами 4 см и 6 см соединены посредством однородного стержня массой 2 кг и длиной 10 см. Центры шаров лежат на продолжении оси стержня. Найдите положение центра тяжести системы.

3.Почему можно управлять движением велосипеда при езде «без рук»?

4.Определите построением центр тяжести пластинки, изображенной на рисунке.

Постулаты специальной теории относительности.

Относительность времени

ВАРИАНТ 1

1.Какие явления (механические, электрические, магнитные, тепловые, оптические) позволяют установить, движется ли лаборатория равномерно и прямолинейно или покоится относительно какой-либо инерциальной системы отсчета?

2.С гипотетической космической ракеты, движущейся к Земле равномерно и прямолинейно со скоростью 280 000 км/с, посылают радиосигнал. С какой скоростью этот сигнал придёт на Землю?

3.Определите радиус Шварцшильда для Юпитера, если его масса 1,9∙1027 кг.

4.Как известно, одновременность событий относительна. Существует ли такая система отсчета, в которой попадание мяча в окно происходит одновременно с ударом по этому мячу?

ВАРИАНТ 2

1.Зависит ли скорость света в вакууме от длины волны? от частоты? от интенсивности? от скорости источника или наблюдателя?

2.Неподвижный наблюдатель 1, находившийся посередине между точками А и В, увидел, что в эти точки одновременно попали молнии. а) Одновременны ли эти события для наблюдателей 2 и 3, если они неподвижны? б) Для каких ещё неподвижных наблюдателей, кроме 1, события в А и В будут одновременными?

3.Тело имеет электрический заряд q в одной инерциальной системе отсчета. Каков его электрический заряд в другой инерциальной системе отсчета?

4.Для чего в науке необходимо знание всё более точной величины скорости света?

ВАРИАНТ 3

1.Представим такую ситуацию: бегун смотрит на себя в зеркало, которое держит перед собой в вытянутой руке. Увидит ли он себя в зеркале, если побежит со скоростью близкой к скорости света?

2.Определите радиус Шварцшильда для Сатурна, если его масса 5,68∙1024 кг.

3.Представим следующую гипотетическую ситуацию. Человек держит перед собой в руке карандаш. Глядя на карандаш, он может представить себе проекцию карандаша на поверхность некоторой далёкой небесной сферы. Нетрудно предположить, что если перемещать карандаш перед собой, то его проекция по поверхности небесной сферы будет двигаться со скоростью, большей скорости света. Противоречит ли данная ситуация теории относительности А. Эйнштейна?

4.Почему говорят, что «взгляд на небо» - это «взгляд в прошлое»?

ВАРИАНТ 4

1.Квазар удаляется от Земли со скоростью, равной половине скорости света. Он испускает регистрируемый на Земле свет. Чему равна скорость этого света относительна нас?

2.Почему А. Эйнштейн основные положения специальной теории относительности назвал постулатами?

3.Одинаковые опыты по наблюдению спектра водорода выполнялись в одинаковых лабораториях на Земле и в космическом корабле, движущемся относительно Земли с постоянной скоростью, близкой к скорости света. Будут ли одинаковыми наблюдаемые эффекты?

4.Два события в некоторой инерциальной системе отсчета происходят в одной точке одновременно. Будут ли эти события одновременными в другой ИСО?

ВАРИАНТ 5

1.В одной инерциальной системе отсчета получили зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза Т~. Какая зависимость будет получена в системе отсчета, движущейся относительно этой системы отсчета со скоростью, близкой к скоростью света?

2.На локомотиве поезда собственной длины L вспыхивает прожектор. Это произошло в тот момент времени, когда пассажир, находящейся в последнем вагоне, и наблюдатель, стоящий на полотне железной дороги, поравнялись. Кто первым из них увидит вспышку? Поезд движется со скоростью относительно земли.

3.Космический корабль летит со скоростью v относительно звезды. С какой скоростью должен двигаться корабль, чтобы обогнать свет от этой звезды?

4.Определите радиус Шварцшильда для Земли, если её масса 6∙1024 кг.

ВАРИАНТ 6

1.В тот момент, когда середина поезда, движущегося равномерно и прямолинейно, проходит мимо наблюдателя 2, стоящего посередине перрона, одновременно для этого наблюдателя на концах перрона зажигаются фонари А и В. Одновременны ли эти события для наблюдателя 1, находящегося в середине поезда?

2.Скорость записи осциллографа равна скорости, с которой электронный луч прочерчивает линию на экране. Изготовитель утверждает, что скорость записи на его осциллографе равна 6∙1010 см/с. Объясните, может ли такое заявление быть правильным.

3.Три ракеты стартуют с ракетодрома интервалом в год и движутся далее по одной прямой с одинаковой скоростью 0,5 с. Командиры 1-й и 3-й ракет сверяют свои часы по радиосигналу со 2-й ракеты. Будут ли синхронизированы часы ракет сточки зрения наблюдателя, находящегося на Земле?

4. Определите радиус Шварцшильда для Нептуна, если его масса 87∙1024 кг

Замедление времени. Относительность длины.

Релятивистский

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright isobretatel ©  2014
    Бесплатный хостинг uCoz