Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 10:21

Школа изобретателей



Личный сайт Гаряева Александра Владимировича и Калинина Игоря Юрьевича
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самостоятельные работы Физика 9-2

Самостоятельные работы Физика 9 класс (продолжение 1)

Реактивное движение. Ракеты

ВАРИАНТ 1

1.От чего зависит скорость движения ракеты в отсутствие внешних сил?

2.Ракета, масса которой без заряда 400 г, при сгорании топлива поднимается на высоту 125 м. Масса топлива 50 г. Определите скорость выхода газов из ракеты, считая, что сгорание топлива происходит мгновенно.

3.Ракета сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Что происходит при этом с её импульсом?

4.Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке? Что случится, если дуть мимо паруса?

ВАРИАНТ 2

1. Если надуть резиновый шарик и выпустить его из рук, не завязывая отверстие, то, что произойдет при этом? Почему?

2.В ходе полёта скорость истечения газов относительно космического корабля может стать меньше скорости корабля относительно Земли. Будет ли при этом увеличиваться скорость корабля?

3.Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г вылетают из неё со скоростью 800 м/с?

4.Почему из ракетного противотанкового ружья, которое представляет собой          сквозную трубу, можно стрелять снарядами (ракетами) такого большого калибра, какой для ружья с затвором недопустим?

ВАРИАНТ 3

1.Почему при выстреле ружье отбрасывается назад? Почему советуют при выстреле ружье покрепче прижать к плечу?

2.Как осуществляется мягкая посадка космических аппаратов?

3.Какую скорость получит ракета относительно Земли, если масса мгновенно выброшенных газов составит 0,2 массы неподвижной ракеты, а их скорость равна 1 км/с?

4.Почему конечная скорость последней ступени многоступенчатой ракеты намного превышает конечную скорость одноступенчатой ракеты той же массы и при том же запасе горючего?

ВАРИАНТ 4

1.Почему для запуска космических кораблей с поверхности Земли используются многоступенчатые ракеты?

2.Ракета движется по инерции в космическом пространстве. На её сопло надели изогнутую трубу выходным отверстием в сторону движения и включили двигатели. Изменилась ли скорость ракеты?

3.Известно, что для запуска космического корабля к Луне он должен получить вторую космическую скорость. Однако теоретически это можно сделать в ракете, имеющей скорость автомашины. Как же это понимать?

4.Какую скорость получает ракета массой 5 т, если  масса мгновенно выброшенных газов составляет 0,5 т, а скорость их вылета равна 1 км/с?

ВАРИАНТ 5

1.Как повернуть ракету вокруг её оси? Как изменить направление её полета?

2. По каким-то причинам фал, соединяющий космонавта с кораблем, оборвался. И космонавт по инерции все дальше и дальше удаляется от корабля. Что делать? Как вернуться на космический корабль?

3.Первая в мире боевая ракета А. Д. Засядько имела массу 2 кг (без толкающего заряда). При взрыве толкающего заряда из ракеты выбрасывалась масса 200 г пороховых газов со скоростью 600 м/с. Чему была равна начальная скорость ракеты?

4.Каково назначение ракет?

ВАРИАНТ 6

1.В чем заключается преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми?

2. Внутренние силы не могут переместить центр тяжести системы. Почему же летит ракета?

3.Два космонавта вне корабля растягивают трос. В это время третий космонавт его перерезает. Как будут двигаться после этого первые два космонавта?

4.Ракета, запущенная вертикально вверх, взрывается в высшей точке своего подъема. При взрыве образуются три осколка. Доказать, что начальные скорости всех трех осколков лежат в одной плоскости.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы.

Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение

ВАРИАНТ 1

1.По какой траектории будет двигаться шарик нитяного маятника, если нить маятника пережечь в тот момент, когда шарик проходит положение равновесия?

2.Поплавок совершил 12 колебаний за 15 секунд. Какова частота и период колебания поплавка?

3.Маятник отклонили на 2 см и отпустили. Какой путь пройдет маятник за 10 с, если период его колебаний 8 с?

4.Как привести в колебания маятник стенных часов, сообщив ему: а) потенциальную энергию; б) кинетическую энергию?

ВАРИАНТ 2

1.Если маятниковые часы уходят вперед, то, как надо изменить положение чечевицы маятника? А если часы отстают?

2.Частота колебаний крыльев комара 600 Гц, а период колебаний крыльев шмеля 5 мс. Какое из насекомых сделает при полете больше взмахов крыльями за 1 мин и на сколько?

3.Амплитуда колебаний точки струны 1 мм, частота 1 кГц. Какой путь пройдет точка за 0,2 с?

4.Как будут идти часы с секундным маятником, установленным для Москвы, на полюсе и на экваторе?

ВАРИАНТ 3

1.Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха воду или в вязкое масло?

2.Материальная точка колеблется с частотой 10 кГц. Определить период колебаний и число колебаний в минуту.

3.Как изменяется ход маятниковых часов при повышении температуры окружающего воздуха? При понижении её?

4.Амплитуда колебаний поршня в цилиндре двигателя 5 см. Какой путь пройдет поршень за четыре такта (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск)?

ВАРИАНТ 4

1.Амплитуда колебаний моста 1 мм, его частота 0,5 Гц. Какой путь пройдет поверхность моста за 8 с?

2.Крылья пчелы колеблются с частотой 240 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает пчела, пока долетит до цветочного поля, расположенного на расстоянии 500 м, если она летит со скоростью 4 м/с?

3.Как будет меняться период колебаний ведерка с водой, подвешенного на длинном шнуре, если из отверстия в его дне постепенно будет вытекать вода?

4.Сохранится ли период колебаний часов – ходиков, если их с Земли перенести на Луну?

ВАРИАНТ 5

1.Грузик, колеблющийся на пружине, за 8 с совершил 32 колебания. Найти период и частоту колебаний.

2.Какой путь проходит тень от шарика за время, равное периоду колебания? Какое перемещение совершает тень за это время?

3.Маленький мальчик качается на качелях. Как изменится период их колебания, если вместе с ним на качели сядет его сестра?

4.Аплитуда колебаний равна 12 см, частота 50 Гц. Вычислите смещение колеблющейся точки через 0,4 с. В начальный момент времени точка находится в положении равновесия.

ВАРИАНТ 6

1.В каких фазах колеблются маятники, изображенные на рисунке?

2.Амплитуда колебаний груза на пружине 6 см. Какой путь и перемещение от положения равновесия пройдет груз на пружине за ¼ Т; ½ Т; ¾ Т?

3.Два одинаковых полых шара с отверстиями наполнены один водой, другой песком и подвешены на нитях одинаковой длины. Шары отклонены на одинаковые углы. Будет ли у них одинаковыми периоды колебаний? Одинаково ли долго будут они колебаться?

4.Грузик на пружине за 6 с совершил 18 колебаний. Найти период и частоту колебаний. Сколько колебаний совершит грузик за 42 минуты?

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении.

Затухающие колебания

ВАРИАНТ 1

1.В каких точках траектории колеблющееся тело имеет только кинетическую энергию?

2.Равнодействующая каких сил играет роль возвращающей силы при колебаниях груза, подвешенного: а) на нити; б) на пружине?

3.В каюте пассажирского судна установлены часы с маятником. Сколько колебаний совершит маятник во время перехода длиной 800 км, если средняя скорость судна равна 20 км/ч, а частота колебаний маятника равна 1 Гц?

4.На рисунке приведен график гармонического колебания. Найдите амплитуду, период и частоту колебания.

ВАРИАНТ 2

1.При колебаниях грузик, подвешенный на нити, проходит через положение равновесия с интервалом 0,5 с. Чему равен период колебаний?

2.На рисунке приведен график гармонического колебания. Найдите амплитуду, период и частоту колебания.

3.Частота колебаний струны равна 1,2 кГц. Сколько колебаний совершает точка струны за 0,5 мин? Какой путь проходит за это время точка струны, амплитуда колебаний которой равна 2 мм?

4.Чему равна начальная фаза колебаний, если секундомер пущен в тот момент, когда колеблющаяся точка занимала: 1) положение равновесия; 2) крайне правое положение; 3) крайне левое положение?

ВАРИАНТ 3

1.Два пружинных маятника колеблются по вертикали с одинаковыми периодами. Второй маятник начинает колебаться с опозданием: 1) на два периода; 2) на половину периода. Что можно сказать о направлениях скоростей этих маятников относительно друг друга в любой момент времени? В каких фазах колеблются маятники?

2.К штативу подвешен шарик на нити. Как надо изменить длину маятника, чтобы частота увеличилась вдвое?

3.В какой точке при колебаниях нитяного маятника имеет наибольшее значение сила, возвращающая маятник в положение равновесия? сила упругости нити?

4.Как изменится период колебаний нитяного маятника с железным шариком, если под ним поместить электромагнит?

ВАРИАНТ 4

1.Изменится ли период колебания качелей, если: а) на них вместо одного человека; б) человек качается сначала сидя, а затем стоя?

2.Почему на доску качелей встать в полный рост труднее всего в тот момент, когда качели проходят положение равновесия?

3.Какими часами можно измерить время в искусственных спутниках: песочными, ходиками или пружинными?

4.Для чего внутрь полого стержня маятника иногда заливают ртуть?

ВАРИАНТ 5

1.Влияет ли изменение температуры на точность хода маятниковых часов?

2.При отскоке мяча от пола возникают колебания с медленно убывающей амплитудой. Покажите, что даже при неизменной амплитуде эти колебания не являются гармоническими.

3.Существует два типа часов. В основе одних – колебания груза на стержне, других – груза на пружине. Каким образом можно регулировать частоту хода каждых часов?

4.Как изменится период и частота колебаний упругой доски, установленной на вышке для прыжков в воду, если после взрослого человека на доске раскачивается мальчик, готовясь к прыжку?

ВАРИАНТ 6

1.Как изменяется амплитуда и какие превращения претерпевает энергия при колебаниях дерева при  одиночном порыве ветра, автомобиля при работе двигателя на холостом ходу, коромысла весов при взвешивании?

2.Максимально или минимально ускорение в те моменты времени, когда скорость колеблющегося пружинного маятника равна 0?

3.Чему равна разность фаз свободных колебаний рук человека при ходьбе?

4.Что произойдет, если на край гладкого горизонтального стола положить бильярдный шар?

Вынужденные колебания. Резонанс

ВАРИАНТ 1

1.Девушка в ведре несёт воду. После того как она сделала около десятка шагов, вода начала расплескиваться. Почему? Как уменьшить нежелательное раскачивание вёдер?

2.Какой должна быть походка девушки, несущей воду на коромысле, чтобы меньше уставать при ходьбе?

3.Если положить на воду в ведре деревянный кружок, то при ходьбе вода не расплескивается. Почему?

4.Девушка несёт на коромысле ведра с водой, период собственных колебаний которых 1,6 с. При какой скорости движения вода начнет особенно сильно выплескиваться, если длина шага девушки равна 60 см?

ВАРИАНТ 2

1.Почему в автобусе при определённой частоте оборотов двигателя начинают дребезжать стёкла?

2.Какие из перечисленных колебаний являются вынужденными: а) колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле; б) колебание струны гитары; в) колебания чашек рычажных весов?

3.Чтобы отвести качели с сидящим на них человеком на большой угол, необходимо приложить большую силу. Почему можно раскачать качели до такого же отклонения, прикладывая значительно меньшую силу?

4.При какой максимальной скорости движения поезда может возникнуть резонанс вертикальных колебаний вагона вследствие периодических ударов колёс на стыках рельсов, если длина рельса между стыками 25 м, а период собственных вертикальных колебаний вагона примерно равен 1,25 с?

ВАРИАНТ 3

1.С какой целью все вибрирующие установки высотных зданий (электродвигатели, дизельные установки и др.) ставятся на специальные резиновые или металлические амортизаторы?

2.Собственная частота качелей равна 0,5 Гц. Через какие промежутки времени нужно подталкивать их, чтобы раскачать как можно сильнее, действуя относительно небольшой силой?

3.Во время Великой Отечественной войны по льду Ладожского озера к осажденному Ленинграду была проложена автомобильная дорога. Груз автомашин подбирался таким образом, чтобы частота колебаний льда отличалась от частоты, с которой воздействовали на ледяной покров проходившие машины. Что могло бы произойти, если бы была допущена ошибка при подсчете массы груза?

4.Вал электрической швейной машины делает 920 об/мин. За один оборот вала игла совершает одно вынужденное колебание. Определить период колебаний иглы.

ВАРИАНТ 4

1.При периодических порывах ветра раскачался и рухнул мост Tacoma Narrous в Америке. Объясните, почему.

2.Если пешеходу нужно ускорить движение, то он может это сделать двумя способами: увеличить частоту шагов, то есть сделать больше шагов в единицу времени; увеличить длину одного шага, не меняя частоту. Что выгоднее с точки зрения экономии сил?

3.На рисунке дана резонансная кривая для балки, на которой укреплен электродвигатель. При какой частоте вращения ротора будут наблюдаться сильные колебания балки? Какова амплитуда этих колебаний?

4.Какой автомобиль, нагруженный или без груза, будет совершать на рессорах более частые колебания?

ВАРИАНТ 5

1.При пении великого Федора Ивановича Шаляпина дрожали хрустальные подвески люстр. Почему?

2.Определите, к какому виду колебаний (свободные или вынужденные, затухающие или не затухающие, гармонические или не гармонические) относятся следующие колебания: поплавка; тела в канале, прорытом сквозь земной шар; птицы на ветке; шарика на плоской поверхности; шарика в сферической ямке; рук и ног человека; спортсмена на батуте; иглы в швейной машинке; дверцы шкафа; человека на кровати.

3.Фреза на станке делает 420 об/мин. Число зубьев на фрезе 50. Какова частота вынужденных колебаний, возникающих при работе станка?

4.Почему легче идти в обуви на толстой упругой подошве при определенной частоте шагов? Объясните с точки зрения превращения энергии.

ВАРИАНТ 6

1.Почему солдатам приказывают идти не в ногу, когда они проходят через мост?

2.Почему рано или поздно любые качели все равно останавливаются, если их не подталкивать в нужный момент?

3.Вы не пробовали раскачивать качели вдвое быстрее (или вдвое медленнее), чем им самим, качелям, хочется? Легко ли это сделать? Почему?

4.Автомобиль с двухколесным автоприцепом движется по дороге, выложенных из бетонных неплотно пригнанных плит длиной 10 м каждая. При какой скорости автомобиля, прицеп начнет «подпрыгивать», если собственная частота колебаний автоприцепа 1 Гц?

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн

ВАРИАНТ 1

1.Что такое волна? Какие волны называются продольными? поперечными?

2.Продольными или поперечными являются волны, возбуждаемые смычком в струне? в воздухе?

3.При образовании волн частицы воды не перемещаются вдоль направления их распространения, а лишь участвуют в колебательном движении около некоторого среднего положения. Почему же морское волнение часто выбрасывает на берег различные плавающие в море предметы?

4.Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?

ВАРИАНТ 2

1.В бегущей поперечной волне частица А имеет направление скорости, указанное на рисунке. В каком направлении движется волна?

2.Когда небольшие морские волны приближаются к наклонному берегу, на них образуются пенистые гребни. Почему?

3.В океанах длина волн достигает 300 м, а период 13,5с. Определить скорость распространения такой волны.

4.Какие периодичности проявляются в волне? Что называют длиной волны? Что она характеризует?

ВАРИАНТ 3

1.Поперечная волна движется влево (см. рисунок). Определите направление движения точки А.

2.Чем отличаются продольные и поперечные волны?

3.Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 8 м. Определить период колебания лодки.

4.Почему независимо от направления ветра волны накатывают на пологий берег под углом, близким к прямому?

ВАРИАНТ 4

1.Определить расстояние между вторым и пятым гребнями волны, если длина бегущей волны равна 0,6 м.

2.Чем сходны поперечные и продольные волны между собой?

3. Морские волны, приближаясь к берегу, увеличивают высоту, достигая иногда 50 м. Почему это происходит?

4.На озере в безветренную погоду с лодки бросили тяжелый якорь. От места бросания пошли волны. Человек, стоящий на берегу, заметил, что волна дошла до него через 50 с, расстояние между соседними горбами волн 0,5 м, а за 5 с было 20 всплесков о берег. Как далеко от берега находилась лодка?

ВАРИАНТ 5

1.Почему механические волны распространяются с конечной скоростью? Что понимают под скоростью поперечных волн? Что понимают под скоростью продольных волн? Какая из них больше?

2.Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 6 м. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2 м/с. Какова частота ударов волн о корпус лодки?

3.Могут ли сваи, имеющие диаметр 30-40 см, вбитые в дно перед берегом на расстоянии 2-3 м друг от друга, ослабить набегающие на берег волны?

4.При клеве рыболов, ловящий рыбу на озере, наблюдает периодические подергивания поплавка и, как следствие, расходящиеся круговые волны. Каков вид этих волн на реке?

ВАРИАНТ 6

1.Почему свободные колебания в какой-либо упругой среде распространяются по этой среде? Почему частица упругой среды способна совершать свободные колебания?

2.В реку брошен камень. Какой будет образовавшаяся волна: круглой или вытянутой течением?

3.Скорость распространения волн 360 м/с. Частота колебаний 450 Гц. Найти период колебания и длину волны.

4.Человек, стоящий на берегу моря, определил, что расстояние между следующими друг за другом гребнями 12 м. Коме того, он подсчитал, что за 75 с мимо прошло 16 волновых гребней. Определить период колебаний лодки.

Источники звука. Звуковые колебания.

Высота и тембр звука. Громкость звука

ВАРИАНТ 1

1.Если провести влажным пальцем по стеклу, то получается звук. Почему?

2.Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к пиле прижимают доску. Почему?

3.По частоте звука, порождаемого крыльями летящей пчелы, можно определить, куда летит пчела – из улья за мёдом или обратно в улей с мёдом. Каким образом?

4.Изменится ли высота основного тона прямой трубы, если её изогнуть?

ВАРИАНТ 2

1.При полёте большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается?

2.Для чего басовые струны обматывают металлической проволокой?

3.Если поставить на стол звучащий камертон, то звук заметно усиливается. Откуда берётся в этом случае энергия?

4.Зачем полый корпус скрипки делают фигурным?

ВАРИАНТ 3

1.Если по краю стакана, в котором наполовину налита вода, провести смычком, то на воде появляются мелкие волны. Объясните явление.

2.Почему при проверке колёс вагонов во время остановки поезда их обстукивают молотком?

3.Как изменяется высота тона струны или камертона при повышении температуры?

4.Почему изданный звук с течением времени исчезает?

ВАРИАНТ 4

1.Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить?

2.Если приложить открытый конец пробирки к губам и дуть в неё под некоторым углом, то она издает звук определенной высоты. Почему пробирка издает звук? Является ли она основным источником звука?

3.Для чего смычки струнных инструментов перед игрой натирают канифолью?

4.Почему столбы линий электропередач гудят при ветре?

ВАРИАНТ 5

1.Звук скрипки и фортепиано отличаются, даже если звучат на одной ноте. Что у этих звуков общего? Чем они отличаются?

2.Как по звуку отличить работающую дрель – в холостую или под нагрузкой? Ответ поясните.

3.При монтаже духового органа необходимо, чтобы все трубы сохраняли одну и ту же постоянную температуру. Почему это условие должно строго выполняться?

4.При продаже фарфоровой или стеклянной посуды продавец простукивает изделие карандашом. Зачем это делается?

ВАРИАНТ 6

1.Почему при полете жук издает звук определенной частоты, а бабочка летает бесшумно?

2.На контрабасе всего 4 струны, но музыкант получает огромное количество разных звуков. Как это делается?

3.Что означает выражение: «гитара расстроена»? Ответ поясните.

4.На какую характеристику волны – частоту или длину волны – реагирует человеческое ухо?

Распространение звука. Звуковые волны.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо

ВАРИАНТ 1

1.Может ли звук сильного взрыва на Луне, например, извержения вулкана, быть слышен на Земле?

2.Почему в горах эхо многократное?

3.Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высокие звуки распространялись со значительно различающимися скоростями?

4.Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?

ВАРИАНТ 2

1.Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло. Почему же тогда при закрытых дверях и окне шум с улицы или коридора в комнате менее слышен?

2.Почему мы не слышим эхо в степи?

3.Зачем полый корпус скрипки делают фигурным?

4.Может ли снаряд, выпущенный из орудия, опередить звук выстрела?

ВАРИАНТ 3

1.Могут ли космонавты при выходе в открытый космос общаться между собой при помощи звуковой речи?

2.Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо?

3.Почему суфлерскую будку обивают войлоком?

4.Голос слышен на большом расстоянии, но слов иногда разобрать нельзя. Чем это объясняется?

ВАРИАНТ 4

1.Почему в небольших комнатах эхо совсем не наблюдается?

2.Почему, слушая качественную запись своего голоса, человек не узнаёт его?

3.Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высокие звуки распространялись со значительно различающимися скоростями?

4.Почему на открытом воздухе музыка, пение, речь оратора звучат менее громко, чем в закрытом помещении?

ВАРИАНТ 5

1.Какое влияние на слышимость звука оказывают занавеси и мягкая мебель?

2.Почему часто механики, проверяя работу двигателя, прикладывают один конец ручки молотка к корпусу двигателя, а другой – к уху?

3.Почему ораторы, выступая на городской площади, говорят речь медленно, отделяя слово от слова длительной паузой?

4.Почему столбы линий электропередач гудят при ветре?

ВАРИАНТ 6

1.По звуку легко обнаружить в небе винтовой самолет и трудно – реактивный. Почему?

2.Голос слышен на большом расстоянии, но слов иногда разобрать нельзя. Чем это объясняется?

3.На высоте более 3 км от поверхности Земли нельзя воспринять ни одного звука, источник которого находится на поверхности Земли. Почему?

4.В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее громко, чем в пустом. Почему?

Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Интерференция звука

ВАРИАНТ 1

1.Если перед открытым роялем возбудить звук, то рояль при нажатии педали начинает звучать. Как это объяснить?

2.Случайно залетая в окно, летучая мышь иногда садится людям на головы. Почему?

3.Духовой оркестр, удаляясь, заходит за угол. Через некоторое время слышна игра лишь труб-басов и барабана. Почему при этом не слышны флейты, кларнеты?

4.Имеются два одинаковых камертона. Один из них некоторое время подержали в руке, а затем оба камертона возбудили. Почему при этом слышны биения?

ВАРИАНТ 2

1.Почему летучие мыши даже в темноте спокойно летают, не натыкаясь на преграды?

2.Почему при близкой грозе слышен резкий оглушительный удар, а при далёкой – раскатистый гром?

3.Если чашку, стакан или раковину морской черепашки приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдалённый шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука?

4.За последние годы зарегистрировано очень много случаев столкновения птиц с турбовинтовыми самолетами. Иногда случается, что птицы просто «атаковывают» аэропорты. Чем это можно объяснить?

ВАРИАНТ 3

1.Как известно, чем выше частота звуковых колебаний, тем быстрее они затухают с увеличением расстояния. Так почему же в действительности ультразвуковые колебания являются главным средством общения и локации у ряда животных (летучих мышей, дельфинов, морских свинок)?

2.Верна ли поговорка: «Нем как рыба»?

3.Когда прислушиваются к отдалённому шуму, то невольно раскрывают рот. Почему?

4.Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высокие звуки распространялись со значительно различающимися скоростями?

ВАРИАНТ 4

1.Почему струнные музыкальные инструменты имеют воздушную полость, заключенную в деревянный корпус определенной формы?

2.Зрение у летучих мышей, как известно, очень плохое, и ориентируются они лишь благодаря звуковому локатору. С его помощью мыши удивительно точно определяют местоположение даже самых маленьких насекомых и ловят их на лету без промаха. Но иногда бывают и неудачи. И, как правило, с бабочками. Почему ультразвуковой локатор летучей мыши не всегда обнаруживает их?

3.Почему в лесу довольно трудно определить, откуда идет звук?

4.Каким образом человек определяет, откуда пришел звук?

ВАРИАНТ 5

1.Чайник, заполненный наполовину, «шумит» при закипании гораздо сильнее, чем полный. Объясните это явление.

2.Академик В. В. Шулейкин открыл интересное явление: на берегу моря резиновый шар-зонд, приближенный к уху, вызывает сильную боль в ухе, если где-то в море бушует шторм. Чем объясняется это явление? Какое практическое значение может оно иметь?

3.Почему на опушке леса хорошо слышно эхо?

4.Какие из животных, кроме летучих мышей, используют ультразвуковую локацию?

ВАРИАНТ 6

1.Почему, слушая качественную запись своего голоса, человек не узнаёт его?

2.Известны случаи внезапного лопания стеклянных сосудов, когда оперные певцы находящиеся рядом с ними, в течение значительного времени могли взять (пропеть) высокую ноту. Объясните это явление.

3.Какое значение для многих животных имеет подвижность ушных раковин?

4.В воду погружен вибратор, мембрана которого издаёт музыкальные звуки. Будет ли находящийся под водой пловец воспринимать мелодию такой же, какой он слышал бы её в воздухе?

Электромагнитное поле

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля

ВАРИАНТ 1

1.Шнур настольной лампы, питаемой переменным током, поднесли к магнитной стрелке. Отклонится ли стрелка в магнитном поле тока?

2.Отрезками АВ и СД изображены магнитные стрелки. Отметьте буквами полюсы магнитных стрелок.

3.Две одинаковые стальные полосы расположены на широте Перми в плоскости магнитного меридиана: одна горизонтально, другая вертикально. С течением времени они намагничиваются. Какая из полос намагнитится сильнее? На каком конце вертикальной полосы возникает северный полюс и на каком южный?

4.Шарик, лежащий на стекле, притягивается магнитом по направлению к его полюсу. Каким будет движение шарика: равномерным или ускоренным? Сопротивлением воздуха и трением шарика о стекло пренебречь.

ВАРИАНТ 2

1.По полому медному цилиндру течёт постоянный ток в направлении, параллельном его оси. Намагнитится ли стальной стержень, помещённый внутри цилиндра?

2.При подготовке полетов на Северный полюс много внимание уделялось обеспечению ориентации самолета вблизи полюса, так как там обыкновенные магнитные компасы работают плохо и практически непригодны. Почему?

3.Проволока протаскивается между двумя зажимами, к которым подключен источник тока, со скоростью, равной скорости дрейфа электронов и направленной в противоположную сторону. Будет ли этот проводник с током создавать вокруг себя магнитное поле?

4.Намагниченная тонкая стальная полоса сгибается кольцом так, что концы её соединяются. Будет ли место соединения концов притягивать стальной предмет?

ВАРИАНТ 3

1. На тонких проводах подвешены две катушки (см. рисунок). Почему они притягиваются (или отталкиваются), если по ним пропускать электрический ток?

2.Чем объяснить, что магнитная стрелка вне однослойного достаточно длинного соленоида, по которому протекает постоянный ток, устанавливается поперек его длины?

3.Реагируют ли животные на магнитное поле?

4.Как построить сильный электромагнит, если поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно слабым?

ВАРИАНТ 4

1.Как изготовить электромагнит, подъемную силу которого можно было бы регулировать?

2.На тонких проводах подвешена катушка (см. рисунок). Если по катушке пропустить ток, она притягивается к магниту. В чем причина этого явления?

3.Разведчик обнаружил двухпроводную линию постоянного тока. Как при помощи вольтметра постоянного тока и магнитной стрелки он определил, на каком конце линии находится электростанция?

4.Как, не пользуясь никакими другими предметами, определить, намагничена ли сломанная пилочка от лобзика?

ВАРИАНТ 5

1.Каково направление магнитного поля тока в проводе?

2.Проволока, по которой течет ток, перематывается с одной катушки на другую. Скорость перемотки равна, но противоположно направлена скорости дрейфа электронов по проволоке. Существует ли магнитное поле вокруг проволоки в этом случае?

3.Почему два параллельных проводника, по которым проходят токи в одном направлении, притягиваются, а два параллельных электронных пучка отталкиваются?

4.В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг?

ВАРИАНТ 6

1.Какой из электромагнитов, показанных на рисунке, обладает большей подъёмной силой (при одинаковой силе тока, числе витков и одинаковом железе)?

2.Как, пользуясь компасом, можно определить знаки полюсов источника тока?

3.Какие органы человеческого тела создают вокруг себя магнитное поле?

4.Можно ли на Луне ориентироваться с помощью магнитного компаса?

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Правило левой руки. Индукция магнитного поля

ВАРИАНТ 1

1.Как с помощью телевизора определить полюса постоянного подковообразного немаркированного магнита?

2.К востоку или к западу от магнитного меридиана будет отклонен магнитным полем Земли прямолинейный ток, перпендикулярный к линиям индукции магнитного поля Земли и идущий сверху вниз?

3.С какой силой действует магнитное поле с индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м? Поле и ток взаимно перпендикулярны.

4.Действует ли сила со стороны магнитного поля: а) на незаряженную частицу в магнитном поле; б) на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле; в) на заряженную частицу, движущуюся вдоль линии магнитной индукции поля?

ВАРИАНТ 2

1.Основной частью электронного микроскопа являются магнитные линзы. Простейшая магнитная линза представляет собой катушку с током. Рассеянный пучок электронов фокусируется, проходя через магнитное поле катушки. Как это объяснить?

2.На провод обмотки якоря электродвигателя при силе тока 20 А действует сила 1 Н. Определите магнитную индукцию в месте расположения провода, если длина провода 0,2 м.

3.Около сильного длинного прямолинейного магнита расположен гибкий свободный проводник. Как расположится проводник, если по нему пропустить ток в направлении, указанном стрелкой?

4.Почему параллельные провода, по которым текут одинаково направленные токи, всегда притягиваются, а электронные пучки могут отталкиваться?

ВАРИАНТ 3

1.Направление тока в обмотке дугообразного электромагнита показано стрелками. Определить полюсы сердечника.

2.Железные опилки, посыпанные на горизонтально расположенный картон, сквозь который проходит вертикально протянутый провод, несущий ток, при постукивании по картону стягиваются по направлению к проводу; при этом они двигаются в направлении, перпендикулярном к линиям магнитной индукции поля тока. Почему это происходит?

3.Какая сила действует на проводящую шину длиной 10 м, по которой проходит ток 7000 А, в магнитном поле с индукцией 1,8 Тл?

4.Как взаимодействую воздушные провода, питающие двигатель вагона троллейбуса?

ВАРИАНТ 4

1.Определить направление силы взаимодействия тока с магнитным полем для каждого из случаев, показанных на рисунке.

2.В горизонтальном однородном магнитном поле с индукцией В =10 мТл подвешен на двух нитях горизонтальный проводник длиной L =10 см, перпендикулярный магнитному полю. Как изменится сила натяжения каждой из нитей, если по проводнику пропустить ток силой 10 А?

3.К двум точкам проволочного кольца подведены идущие радиально провода, соединенные с весьма удаленным источником тока. Чему равна индукция поля в центре кольца?

4.Для чего на горловину современных телевизионных кинескопов надевают постоянный магнит?

ВАРИАНТ 5

1.В  магнитном поле внесены четыре провода с токами, направления которых показаны на рисунке. Каково направление силы Ампера, действующей на каждый провод?

2.На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендикулярно магнитному полю с индукцией 0,02 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего в проводнике.

3.Какие из электронов отклоняются на больший угол одним и тем же магнитным полем: более быстрые или медленные?

4.Для гашения электрической дуги, образующейся при размыкании больших токов, часто вблизи рубильника располагают электромагнит так, чтобы линии магнитной индукции были перпендикулярны возникающей дуге. Почему это приводит к цели?

ВАРИАНТ 6

1.Витки обмоток электрических генераторов или трансформаторов могут деформироваться и даже разорваться при прохождении по ним очень большого тока. Объясните явление.

2.Какая разница в отклонении одним и тем же магнитным полем токов в ионизированном газе: а) ионов положительных и отрицательных; б) ионизированных однократно, двукратно и более; в) ионов с большим и малым молекулярным весом?

3.Часть проводника длиной 1 см находится в перпендикулярном однородном магнитном поле с индукцией 5 Тл. Какая сила действует на проводник, если по нему течет ток 1 А?

4.Что произойдет, если к экрану работающего телевизора поднести магнит?

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright isobretatel ©  2014
    Бесплатный хостинг uCoz